Бейтс утверждал, что вылечил собственную пресбиопию. Пресбиопия — это состояние, которое развивается с возрастом и характеризуется тем, что человек теряет способность фокусироваться на близком расстоянии. Бейтс утверждал, что научил свои глаза фокусироваться на близком расстоянии и всё время видел хорошо.
За свою жизнь Бейтс написал 30 медицинских статей, большинство из которых были опубликованы в New York Medical Journal. Больше половины этих статей потом вышли в виде маленьких книжек.
Доктор Бейтс умер 10 июля 1931 года в возрасте 70 лет. Он умер в своем доме на Мэдисон-авеню в Нью-Йорк-Сити после многих лет болезни. В 1940 году его жена Эмили переиздала его книгу и добавила свою собственную главу о рекомендациях, как использовать метод Бейтса.
Метод Бейтса — это удивительный пример несостоявшегося научно и клинически метода лечения, который все равно имеет огромное количество сторонников, практикующих его по сей день. Несмотря на постоянные слухи о том, что существуют множественные случаи исправления зрения при помощи метода Бейтса, объективно метод Бейтса не показал какой-либо эффективности. Его постулаты и теории не соответствуют объективным данным о физиологии зрения. Проблески ясного зрения, которые наблюдают те, кто использует метод, связаны с эффектом контактной линзы, который создает пленка слезы на поверхности глаза.
Методику Бейтса критикуют не только потому, что она ненаучна и не показала своей эффективности, но и потому, что она может быть опасна для тех, кто ее практикует. Такие действия, как направление взгляда на солнце, могут быть опасны для зрения.
Бейтс считал, что аккомодация — процесс фокусировки глаз на различные расстояния — происходит за счет наружных мышц глаза. Бейтс говорил, что наружные мышцы способствуют удлинению и укорочению глаз, изменение формы глаза становится привычным и таким остается, если мы начинаем использовать очки, то мы просто фиксируем это состояние и не даем ему меняться обратно. Бейтс считал, что комплексом разработанных им упражнений можно изменить ситуацию и сделать зрение идеальным. Именно тонусом наружных мышц глаза Бейтс объяснял возникновение таких состояний, как близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Он считал, что если изменить этот тонус, то можно исправить и аномалию оптики. Надо отметить, что хотя Бейтс объяснил механизм действия своих упражнений именно на изменении рефракции, метод Бейтса пытаются использовать и при других заболеваниях глаз, не только рефракционных.
Нецентральная фиксацияБейтс говорил, что к аномалиям рефракции ведет нецентральная фиксация. Сетчатка человека имеет центральную область, которая всегда устанавливается на объект фиксации. Эта область содержит максимальное количество фоторецепторов, способных воспринимать изображение с максимально высоким разрешением. Бейтс считал, что зрительное напряжение ведет к тому, что человек перестает фиксировать центром, и это ведет к изменению оптической системы глаза с помощью наружных глазных мышц в условиях изменившейся зрительной оси. Такое патологическое состояние, по мнению Бейтса, только закрепляется очками. Бейтс считал, что его метод направлен на лечение нецентральной фиксации.
Надо сказать, что идея нецентральной фиксации в глазу с нормально развитым центром сетчатки и сейчас популярна среди многих отечественных офтальмологов, которые занимаются проблемами ленивого глаза и косоглазия.
Некоторые аргументы Бейтса В качестве аргументов в пользу своей теории аккомодации и несостоятельности общих представлений о аномалиях рефракциях Бейтс писал о множестве наблюдаемых офтальмологами случаев, когда аномалии рефракций проходят сами по себе. Надо сказать, что меня удивило такое утверждение, потому что в практике такие случаи спонтанных исчезновений аномалий рефракции я не встречал, и в литературе они не описаны. Рефракция имеет свойства меняться, но эти изменения вполне предсказуемы.
Также Бейтс рассказывал, что пациенты с афакией могут фокусировать на близкое расстояние при использовании очков только для дали. Афакия — это состояние, при котором у человека хирургически удален хрусталик из-за его помутнения — катаракты. При таком удалении, если взамен не ставят искусственный хрусталик, возникает высокая дальнозоркость, при которой необходимы плюсовые очки для дали и для близи еще сильнее. Во времена Бейтса искусственный хрусталик не вставляли в глаз, и пациенты пользовались очками. Бейтс утверждал, что молодые пациенты с афакией могли лучше фокусироваться на близь в очках для дали, чем пожилые, что он объяснял тем, что аккомодация осуществляется наружными мышцами глаза.
Современные исследования показали, что внешние мышцы глаза в недостаточной степени влияют на размер глаза, недостаточно для того, чтобы эти влияния смогли влиять на рефракцию глаза. При движении глаз, при сокращении глазодвигательных мышц размеры глазного яблока изменяются крайне незначительно. Глаз слишком жесткий для этого. Все эти знания не умозрительные заключения, взятые из мыслей офтальмологов. Это то, что сейчас реально пощупать и оценить при помощи специального оборудования — недоступного во времена Бейтса. Сейчас мы можем измерять размеры глаза живого человека, и делать это достаточно легко, оборудование, необходимое для этого, — не редкость, оно есть в любой клинике, где хирурги рассчитывают искусственный хрусталик. Крайне незначительные изменения в аксиальной длине глазного яблока наблюдаются при сокращении наружных мышц глаза (около 19 микрометров), такие изменения могут сдвигать рефракцию на тысячные части диоптрии, что ничтожно мало.
Также мы знаем, что когда мы закапываем капли, которые расширяют зрачки, или капли для осмотра глазного дна, мы блокируем работу хрусталика и тем самым блокируем работу аккомодации. В глазу, в котором парализован хрусталик, аккомодация невозможна, что исключает теорию Бейтса, ведь по Бейтсу хрусталик не нужен для аккомодации.
Механизм аккомодации, описанный Бейтсом существует в животном мире. Зрительные системы животных очень разнообразны, многие из них имеют значимые различия с человеческой. Если вы хотите больше узнать об этих отличиях, я могу предложить вам свою книгу
«Историю Зрения». Это сложное чтение, для тех, кто действительно решил углубиться очень глубоко.