В начале нашего столетия стали появляться исследования, которые показывают важную роль прогулок для профилактики и стабилизации близорукости. Опыты на животных и клинические исследования показали, что именно освещенность важна для того, чтобы прогулки были эффективны. Количественное измерение света приблизило нас к получению конкретных рекомендаций. Так, некоторые исследования показывали, что для максимального эффекта освещенность должна быть больше 2000 люкс.
Экспериментальные модели на животных показывают, что освещенность влияет на формирование рефракции и предотвращает развитие близорукости. Также у животных было показано, что палочки играют важную роль в формировании рефракции и циркадные ритмы могут влиять на рост близорукости.
Дети, которые проводят светлое время суток в школе, уроки физкультуры у которых не на улице, а в зале, чаще становятся близорукими по сравнению с детьми, которые проводят время на улице. Среди детей, которые много гуляют, близорукость реже начинается рано, а следовательно, она не успевает вырасти до высоких значений. Однако большинство исследований не изучали все возможные световые условия, в которых могли находиться дети, а лишь ограничивались ярким дневным светом.
Доказательства того, что слабый свет может быть важен для формирования рефракции, были получены в некоторых исследованиях на животных. Одно из исследований показало, что освещенность, соизмеримая с освещенностью, которое дает звезда ночью (0.005 lux), может влиять на индуцированную миопию у мышей.
Такого влияния нет у линии мышей, у которых выключены палочки.
Тусклый свет может влиять на рост миопии через активность палочек. В таком случае надо решить, как именно различные уровни освещенности влияют на рост миопии у детей.
Группа американских и австралийских ученых исследовала влияние разных уровней освещенности на рефракцию детей. Они анализировали ранее полученные данные и оценивали влияние слабой освещенности на близоруких и не близоруких детей. Количество времени, проведенное детьми в скотопических условиях (<1−1 lux), мезопических (1−30 lux), при домашнем свете (>30−1000 lux) и при уличном свете (>1000 lux), измерялось различными электронными устройствами.
Была найдена значительная разница в средней суточной дозе освещенности среди близоруких и не близоруких детей. Близорукие дети значительно меньше пребывали в условиях скотопического (сумеречного) освещения (<1−1 lux) и значительно меньше в условиях уличного освещения по сравнению с не близорукими детьми. Кроме того, у близоруких детей отмечено, что близорукие дети чаще пребывали в условиях мезопического освещения (1−30 lux).
Полученные данные заставляют нас пересматривать наши знания о дневных прогулках и о наших рекомендациях, которые мы даем пациентам. Можно быть уверенным, что это случается не последний раз и наши представления о влиянии внешней среды будут дополняться. Теперь мы должны рекомендовать прогулки не только днем.
Что еще дает нам эта информация?Возможно, скотопические освещение может быть важно для профилактики близорукости у детей. В
другом исследовании показана связь позднего отхода ко сну и роста миопии. Возможно снижение времени нахождения ребенка в скотопических условиях из-за использования искусственных источников освещения и ведет к росту миопии.