Окулисты осматривают детей с самого раннего возраста. Определить , как ребенок видит точно возможно , лишь когда появится речь и он сможет отвечать на вопросы по таблице с тестами. Однако, детские офтальмологи могут косвенно оценить зрительные функции по признакам их проявления фиксации и слежению и по объективным данным осмотра. Обычно , этого вполне достаточно для того, чтобы не пропустить серьезную патологию зрения.
У совсем маленьких детей в возрасте одного – двух месяцев , когда окулист проводит первый осмотр, зрение оценивается по реакциям слежения и фиксации. В возрасте одного месяца ребенок уже должен фиксировать свой взгляд. С третей недели жизни начинает появляться реакция слежения, которая совершенствуется в первые месяцы жизни. Казалось бы такое определение остроты зрения весьма приблизительно. Так может показаться, если не знать особенности зрения малыша. Зрение ребенка при рождении очень низкое и с возрастом оно увеличивается достигая взрослой нормы к 3- 5 годам жизни. В первые месяцы жизни острота зрения крайне мала и ее оценивают как предметное зрение. Т.е. острота зрения настолько низкая, что ребенок способен различать предметы и изменение их местоположения без подробных деталей. Поэтому реакции фиксации взора и слежения можно признать достаточными для определения остроты зрения у ребенка 1-2 мес. жизни. Не следует оценивать зрительные реакции слишком придирчиво. Маленький ребенок очень любознателен и сама обстановка кабинета или сам доктор могут быть более интересны, чем игрушка при помощи которой проверяются зрительные реакции. Опытный детский офтальмолог легко оценит зрительные реакции просто по поведению ребенка.
Обычно второй осмотр окулиста производится ближе к году. В этом возрасте окулист проверяет рефракцию глаза. Рефракция это физический термин, характеризующий оптические свойства оптической системы глаза. Оптическая система глаза в норме фокусирует окружающий ребенка мир на сетчатую оболочку глаза. Благодаря этому на сетчатой оболочке создается четкая картинка окружающего мира и ребенок может видеть этот мир. Рефракция измеряется в диоптриях и для ее измерения окулисты закапывают специальные капли расширяющие зрачки. Понятно, что если оптическая система глаза сформирована неправильно, возможно на сетчатку глаза будет спроецировано не четкое изображение и это проявится в низком зрении.
Окулисту не составляет труда при помощи достаточно простых инструментов проверить рефракцию ребенка. Обычно рефракцию проверяют при помощи метода, который называется скиаскопия (ретиноскопия) , иногда для этих целей используют ручной авторефрактометр. Какой именно метод используется для определения рефракции не важно. Мне удобнее использовать ретиноскоп. Для ребенка , у которого нет подозрений на наличие заболеваний глаз , первый раз рефракцию стоит проверить в возрасте одного года. В каждом конкретном случае врач сам решает, стоит ли проверять рефракцию раньше с закапыванием капель расширяющих зрачок или нет.
Патологии рефракции , высокая дальнозоркость или астигматизм ведут к амблиопии, заболевании при котором зрительный анализатор задерживается в своем развитии из-за того, что оптика не позволяет сфокусировать окружающий нас мир на глазное дно. Принципиально важно выявить подобные ситуации как можно раньше.
Врач косвенно на основании данных о патологии рефракции может с высокой долей уверенности сделать заключение о том, что зрение ( острота зрения) у ребенка снижена. Иными, словами детский окулист определяет остроту зрения у маленького ребенка не прямо, а косвенно, однако если он определил выраженную патологию оптической системы , он делает вывод, что ребенок видит не очень хорошо , что потом может подтвердиться в более старшем возрасте, когда ребенок будет говорить или по данным электрофизиологического обследования.
Важный косвенный признак состояния зрения у маленького ребенка это данные осмотра. Врач оценивает состояние структур глаза. Иногда для подробного осмотра врачи используют капли, которые расширяют зрачки. Оценивая , то что все структуры глаза сформированы правильно врач делает заключение, что ничто не мешает нормальному развитию зрительного анализатора и зрение у ребенка должно соответствовать норме.
У совсем маленьких детей в возрасте одного – двух месяцев , когда окулист проводит первый осмотр, зрение оценивается по реакциям слежения и фиксации. В возрасте одного месяца ребенок уже должен фиксировать свой взгляд. С третей недели жизни начинает появляться реакция слежения, которая совершенствуется в первые месяцы жизни. Казалось бы такое определение остроты зрения весьма приблизительно. Так может показаться, если не знать особенности зрения малыша. Зрение ребенка при рождении очень низкое и с возрастом оно увеличивается достигая взрослой нормы к 3- 5 годам жизни. В первые месяцы жизни острота зрения крайне мала и ее оценивают как предметное зрение. Т.е. острота зрения настолько низкая, что ребенок способен различать предметы и изменение их местоположения без подробных деталей. Поэтому реакции фиксации взора и слежения можно признать достаточными для определения остроты зрения у ребенка 1-2 мес. жизни. Не следует оценивать зрительные реакции слишком придирчиво. Маленький ребенок очень любознателен и сама обстановка кабинета или сам доктор могут быть более интересны, чем игрушка при помощи которой проверяются зрительные реакции. Опытный детский офтальмолог легко оценит зрительные реакции просто по поведению ребенка.
Обычно второй осмотр окулиста производится ближе к году. В этом возрасте окулист проверяет рефракцию глаза. Рефракция это физический термин, характеризующий оптические свойства оптической системы глаза. Оптическая система глаза в норме фокусирует окружающий ребенка мир на сетчатую оболочку глаза. Благодаря этому на сетчатой оболочке создается четкая картинка окружающего мира и ребенок может видеть этот мир. Рефракция измеряется в диоптриях и для ее измерения окулисты закапывают специальные капли расширяющие зрачки. Понятно, что если оптическая система глаза сформирована неправильно, возможно на сетчатку глаза будет спроецировано не четкое изображение и это проявится в низком зрении.
Окулисту не составляет труда при помощи достаточно простых инструментов проверить рефракцию ребенка. Обычно рефракцию проверяют при помощи метода, который называется скиаскопия (ретиноскопия) , иногда для этих целей используют ручной авторефрактометр. Какой именно метод используется для определения рефракции не важно. Мне удобнее использовать ретиноскоп. Для ребенка , у которого нет подозрений на наличие заболеваний глаз , первый раз рефракцию стоит проверить в возрасте одного года. В каждом конкретном случае врач сам решает, стоит ли проверять рефракцию раньше с закапыванием капель расширяющих зрачок или нет.
Патологии рефракции , высокая дальнозоркость или астигматизм ведут к амблиопии, заболевании при котором зрительный анализатор задерживается в своем развитии из-за того, что оптика не позволяет сфокусировать окружающий нас мир на глазное дно. Принципиально важно выявить подобные ситуации как можно раньше.
Врач косвенно на основании данных о патологии рефракции может с высокой долей уверенности сделать заключение о том, что зрение ( острота зрения) у ребенка снижена. Иными, словами детский окулист определяет остроту зрения у маленького ребенка не прямо, а косвенно, однако если он определил выраженную патологию оптической системы , он делает вывод, что ребенок видит не очень хорошо , что потом может подтвердиться в более старшем возрасте, когда ребенок будет говорить или по данным электрофизиологического обследования.
Важный косвенный признак состояния зрения у маленького ребенка это данные осмотра. Врач оценивает состояние структур глаза. Иногда для подробного осмотра врачи используют капли, которые расширяют зрачки. Оценивая , то что все структуры глаза сформированы правильно врач делает заключение, что ничто не мешает нормальному развитию зрительного анализатора и зрение у ребенка должно соответствовать норме.