Я читаю в Facebook, как коллеги обижаются на пациентов, что те не то спрашивают и не то обсуждают с ними на приемах.
Я считаю, что не должно быть никаких правил общения, кроме рамок вежливости, во всем остальном родители ребенка могут говорить что их интересует и спрашивать то, что их интересует. Однако, я бы дал несколько советов о том, о чем не стоит говорить, и чего не стоит спрашивать у врачей.
Почему? Не всегда родители оценивают время приёма и уводят доктора от того зачем они пришли.
НИКОГДА родители не знают какой объем информации нужно будет усвоить. В такой ситуации нужно избегать лишних бесплодных тем.
- Не рассказывайте доктору случаев из собственной “клинической” практики. Поверьте, доктор слушает вас из вежливости, а вы теряете время на решение своего вопроса. Это очень частая ситуация. Родители вдруг начинают рассказывать что у них тоже было какое то вроде похожее заболевание и они что то делали и получали какой то результат. Не теряйте времени. Как бы вы не хотели показать свою эрудицию. Пожалуйста, мы просто делаем свою работу и любим вас и так.
- Не обсуждайте третьих лиц. Вы пришли со своим ребёнком, нет никакого смысла вдруг вспомнить что соседский мальчик чем то таким болел, потом он ехал в Гельмгольца из Ростова, а мама его тогда ждала второго, шли сильные дожди… Это убивает кучу времени и уводит от обсуждения проблем вашего ребёнка. Кроме того, доктор каждый день принимает очень много пациентов и он знает очень много разных случаев. Поверьте, врачу надо сосредоточиться на вашем ребёнке и вряд ли ему интересна история соседского мальчика. Не говорите на приеме о третьих лицах. К третьим лицам относитесь и Вы. Часто так бывает что обсуждение проблем ребёнка меняется на обсуждение ещё каких то проблем.
- Постарайтесь не говорить доктору о своих эмоциях. “ Я была в шоке, бабушка очень волнуется, дядя не спит” . “ Я об этом даже не знала !!! Я так удивлена”, “ Я очень жалею что надо носить очки”. Мы очень сопереживаем Вам, и часто разделяем ваши чувства, но факт - мы должны обсуждать суть. Моя практика знает случаи когда мне не удалось донести до родителей суть проблемы потому что кто то из родителей эмоционально восклицал о том, что он не хочет чтобы ребёнок носил очки. При этом утверждение что очки это основной и главный метод лечения не слушалось и просто повторялась одна и та же фраза о том, что очки ребенку не идут и мама не хочет чтобы ребёнок носил очки. Все это убивает полезное время консультации.
- Не спрашивайте, если вы не понимаете того, чего спрашиваете, для того, чтобы дать понять доктору, что вы в курсе темы. Это видно, что вы спросили это просто так и ответ вы слушать не будете, потому что и вопрос то для вас непонятен. Так бывает. Увы. Когда вопрос просто состоит из набора терминов, не объединенных в предложении подходящим к ситуации смыслом.
- Не ссылайтесь на: “говорят”, “везде пишут” “всем известно, что”. Это ведет к потере времени и я слышу это несколько раз в день, думаю и другие доктора тоже. Каково это, работая столько лет, искать исследования, читать их, перепроверять другими исследованиями, вдруг сталкиваться с возражением - “ну ведь всем известно”, “все же говорят”, "везде написано, что.."? Нет конечно- нас врачей это не раздражает- продолжайте. Однако, это потеря времени, просто объяснять, что такой уровень аргументации не самый правильный.
- Не обсуждайте с нами прайс. Я не знаю ничего о ценообразовании, и это не моя работа и забота. Я не знаю стоимости аренды кабинета, сколько руководство тратит на электричество, воду, бухгалтеров и зарплату всех кто работает в клинике и помогает проводить прием. Я этого не знаю. Кроме того, я не могу ничего изменить. Со мной даже не советуются. Думаю, это касается и других врачей. И самое главное, это отнимает время от приема- eго сколько не выделяй, иногда хотелось бы больше.
Что стоит сказать врачу?Вообще я считаю, что врач должен говорить в режиме монолога. Пациент может не знать до конца, что именно важно и для него в данном заболевании. Не зная, он задает неправильные вопросы. Например при заболевании от которого можно полностью потерять зрение и стать слепым, пациент все время строит свои вопросы, вокруг косоглазия, которое имеет третьестепенное значение.
- Дайте доктору расспросить вас и провести осмотр
- Дайте доктору высказать все что он считает нужным и важным по вашему заболеванию вне зависимости от ваших вопросов
- Спросите о непонятных терминах и понятиях в монологе доктора.
- Задайте вопросы которые важны для вас. Если вы дадите доктору возможность высказать самому все сначала, а потом перейдете к своим вопросам, то под влиянием новой информации о вашем здоровье, важность ваших же вопросов может для вас же поменяться.
Это всего лишь пожелания, не обязательно их воспринимать как руководство. Мои пожелания, которые, возможно помогут нам плодотворнее общаться.