Этот текст написан моим другом Дианой Крестниковой. У Дианы низкое зрение из-за синдрома для которого характерны уменьшение размеров роговицы и катаракта. Один глаз у Дианы не видит, второй видит, но зрение очень низкое (сотые). Диана ведет активную жизнь работает, занимается детьми. В жизни очень приятный и позитивный человек. Пожалуйста прочитайте этот текст, возможно вам будет понятнее, как можно помочь слабовидящему человеку.
Существуют люди, которые видят плохо, но не настолько плохо, чтобы взять в руки белую трость.
Общество часто не признает специфические проблемы слабовидящих людей. Для общества существует три категории граждан: без очков (с нормальным зрением), в очках (что-то не то) и незрячие (требуется очевидная помощь). Но не всегда очки делают зрение 100-процентным, и не всегда человеку удобно или нужно надевать очки. Вот такой человек и попадает в промежуточную ситуацию. У него нет белой трости, он может не обладать развитым слухом и осязанием как незрячий. У него просто есть какие-то свои ограничения, к которым нужно подобрать способ их преодоления в жизни.
Препятствия могут возникнуть в неожиданном месте, быть совершенно неочевидными для обычных людей, очень мелкими, но при этом неприятными и сложнорешаемыми. Один из частых неприятных примеров — домофон. На разных моделях домофона кнопка В (ключ, вызов) находится в разных местах, справа или слева от нуля. Или еще где-то. И да, легко дойти до дома, используя навигатор. Но, стоя у подъезда, неприятно позвонить в чужую квартиру потому, что цифры стерлись и предположение о местонахождении единицы оказалось ошибочным. А ведь дальше еще лифт, в котором кнопки расположены всегда по-разному. Как нажать на нужный этаж, особенно когда в лифт зашел еще кто-то и стоит дальше от табло, и попросить его неуместно? Это мелкие неприятности, которые могут решить судьбу всей поездки в незнакомое место. Этот пример демонстрирует, что проблемы возникают не там, где общество их ждет. Из-за этого возможная помощь промахивается, такие люди не могут даже объяснить, в чем им помочь, часто вынуждены доказывать посторонним людям, что у них вообще есть какая-то проблема.
Итак. Попробуем описать мир слабовидящего человека, поговорим о заблуждениях, попробуем сформулировать, в чем помощь может потребоваться, а в чем, в отличие от ожиданий, нет.
Что видит слабовидящий
Восприятие мира слабовидящим человеком может сильно варьироваться в зависимости от степени и типа нарушения зрения: нечеткость и размытость, ограничения поля зрения, проблемы с восприятием цветов, чувствительность к свету.
Самое главное состоит в том, что, несмотря на всё это, человек, у которого есть предметное зрение, видит мир в целом так же, как и человек с нормальным зрением. То есть длина/ширина/высота предметов, расстояние до них, цвета, трехмерность, высота голубого неба, широта полей, зелень лесов и другие образы ничем не отличаются от таких у любого другого человека, если только изменение зрения не было внезапным и/или недавним. Самый главный ответ на возникший тут вопрос «Почему?» прост: привычка и отсутствие альтернативы. Об отличиях поговорим ниже, они существенные в мелочах, но ничего не меняют в целом. Такой человек учился и жил в том же самом мире, читал (слушал) те же книги и стихи, музыку, может быть, даже рассматривал картины, точно смотрел фильмы, то есть его самосознание формировалось на тех же образах. Да, пробелы неизбежны, но в целом существенных отличий быть не должно.
Второе важное, что часто сливается в восприятии желающего помочь: человек с плохим зрением не умственно отсталый, если о нем нет какой-то дополнительной информации. То есть такой человек понимает, где он находится, зачем он здесь, какая у него цель и как он собирается ее достигать. Он в состоянии попросить помощь и, главное, определить, какая помощь и в каком объеме ему нужна.
Третье важное: в течение своей повседневной жизни, скорее всего, такой человек не помнит о том, что у него плохое зрение. Он просто идет по своим делам, думая о насущном. Да, наверное, он вспоминает о зрении чаще, чем человек с некрасивым носом думает о своей проблеме. Но уж точно реже, чем человек с больной спиной думает о своей. И не факт, что ему стоит об этом напоминать. Причем если человек и вспоминает, то вспоминает в контексте решения возникшей ситуации, а не в контексте бренности всего бытия и своей несчастной судьбы. Это точно стоит осознавать любому: человек с плохим зрением не смертельно больной. Он вообще не болен чаще всего в бытовом смысле этого слова. Болезнь в быту — это простуда. То, что сейчас доставляет неудобства, но в обозримой перспективе пройдет. А плохое зрение — это просто факт, с ним надо жить, а не страдать.
Из этих трех пунктов вытекает спокойное и простое заключение: в повседневной жизни и без запроса стоит вести себя с человеком с плохим зрением как обычно, абсолютно так же, как и с любым другим.
Детали в мелочах
Мы уже сказали, что пространство мира он видит таким же просторным. Горизонт остается горизонтом, солнце солнцем, луна луной, дома домами. А вот мелкие детали превращаются в сплошной фон. И этого фона тем больше, чем слабее зрение. Например, дом может быть просто серым прямоугольником, а может быть серым прямоугольником с окнами, а может быть в окнах еще есть форточки. Чем лучше зрение или чем ближе дом, тем лучше видно окна. Наверное, уместно сравнить это с обычным зрением на существенно большем расстоянии. Но так как наш мир рассчитан на нормальное зрение, приспособлен под него, у людей с плохим зрением и возникают проблемы. Вряд ли в мире нормального человека возникнет близкостоящий серый параллелепипед просто потому, что серым он станет на таком расстоянии, на котором он уже не играет существенной роли в выборе следующих действий. Более дальние объекты делаются крупнее не просто так. Для слабовидящего те самые дальние объекты сильно ближе в реальности, чем для человека с обычным зрением. Часто получается, что незаметные «мелкие» детали не видны даже тогда, когда они уже очень нужны для принятия решения.
У нас очень сильный мозг. И он может мешать
Важную роль играет мозг и его способности найти и распознать образ. Человек с плохим зрением не видит мелкие детали и, может быть, оттенки цветов. Тут важно отметить: он не только не видит мелкие объекты, но, что неочевидно, часто не знает о них. Из-за исчезновения мелочей из мира, более крупные объекты, линии, границы света и тени и т. п. могут сливаться и образовывать совершенно другие образы. Хороший пример: из-за неизвестного расстояния в незнакомой местности абсолютно одинаково выглядят опоры ЛЭП и высокие, разреженно стоящие дома-башни. Из-за этого может быть трудно найти себя на карте навигатора, т. к. карта не будет соответствовать фактически видимой местности. И если карта еще подождет, то собеседник в телефоне точно запутается и даст неверный совет.
Еще раз: слабовидящий не просто не видит мелкие детали, но и не знает о их существовании. Из-за этого он может видеть один предмет вместо другого, это интересный эффект работы мозга, его сложно учесть и невозможно предсказать.
Ночью все кошки серые
Ночью все ориентиры другие. Высокие дома сливаются в фон и могут пропасть из доступного пространства полностью. Источники света могут слепить или, наоборот, показывать дорогу. Яркие вывески, незаметные днем, могут вдруг обнаружить себя и помочь в ориентации в будущем. Конечно, осваивать новый маршрут лучше днем, но известный маршрут не понятнее не становится, мозг разберется.
Например, ночью сложно различить отдельные высокие дома из-за обилия светящихся окон, они сливаются в сплошной фон типа елочной гирлянды. Но в знакомом районе отдельные дома очевидны и легко различимы, мозг берет на себя очень большую часть распознавания образов. Главное, чтобы он не перепутал.
Частое заблуждение
Слабовидящий ориентируется в темноте не хуже, а лучше многих обычных людей. Не следует путать ориентацию в темноте в незнакомом месте и ориентацию в месте знакомом. В темноте хуже просто потому, что многие объекты становятся невидимыми, а другие искажаются источниками света. Но нахождение в темноте, особенно в полной темноте, может оказаться проще, потому что зрение играет меньшую роль, соответственно "потеря" у слабовидящего меньше, чем у зрячего.
Хорошим вариантом для близкого человека будет, например, попросить помощи у слабовидящего, ему приятно, а зрячий не свалится с лестницы.
Свет не всегда полезен
Еще одна проблема в темное время - источники света. При некоторых проблемах они слепят, создают артефакты, перекрывающие объекты. Полная темнота (а она редко бывает действительно полной) может быть удобнее, чем яркие точечные источники света. Иногда удобно прикрыть уличные фонари, например, козырьком головного убора, чтобы не они слепили и не создавали лучи, способные закрыть от пешехода даже очень крупные объекты.
Проще потеряться в городских джунглях…
Открытые пространства такие как парковки больших ТЦ или сами большие торговые центры, развязки широких трасс, большие автобусные станции и т.д. создают сложности из-за отсутствия очевидных крупных ориентиров. Перемещение по парковке может быть некомфортным, особенно, если маршрут пролегает не к дверям ТЦ, куда идут все люди, а вдоль. Самое простое, что может случиться - на том конце пути не окажется выхода, а забор, который видят все, «вырастет» на пути тогда, когда пройдено уже много лишних шагов в ложном направлении. Да и идти по открытому простарнству вместе с машинами сложно, всегда хочется иметь уверенность, что здесь еще можно идти пешеходу.
Внутри большого торгового центра - обилие ярких похожих вывесок, поворотов и ответвлений коридоров, яркого схожего светового оформления. Навигация по карте, как правило, недоступна или неудобна, а Самостоятельное перемещение сильно зависит от навигационных способностей человека. В общем случае знакомство с ТЦ обычно сложнее, чем с любым другим маршрутом.
Как помочь?
Заблуждение: слабовидящий не запоминает маршрут механически, по шагам и поворотам. Он ориентируется все-таки глазами как и обычный человек. То есть он просто идет по дороге, не считая шаги, углы домов или другие крупные объекты. Чаще всего он легко может идти по обеим сторонам улицы или разными маршрутами, выбирая как ему сегодня больше нравится. Знакомый район доступен целиком без каких-либо ограничений.
Главное в помощи для любого: помощь должна быть оказана только тому, кто о ней просил или на нее согласен. Это справедливо для всех. Но для человека с плохим зрением это важно особенно, так как ему может потребоваться, например, больше времени для повседневных действий, и непрошеная помощь может помешать в освоении, новых навыков.
В повседневной жизни скорее всего помощь слабовидящему не нужна. Все рутинные операции он уже делает сам. Обычно проблемы возникают с новыми маршрутами и мелкими объектами, то есть помощь может потребоваться там, где встречаются мелкие (относительно окружения) детали. Самое очевидное - документы, их может быть нужно как прочитать, так и заполнить. Важно понимать: человек без очков тоже может не мочь что-то прочитать. Или не хотеть делать это, сильно поднося лист к лицу, это не комфортно.
Менее очевидные мелкие детали - это элементы маршрута: номера домов, вывески в метро, заборы, перекрывающие дорогу, внезапно образовавшийся ремонт тротуара, обход которого нужно найти, желательно заранее. Упоминавшийся в начале пример с домофоном можно попытаться решить, сказав код домофона и указав словами расположение кнопок. Кому-то может быть приятно, если его просто встретят. А кто-то захочет получить инструкцию и дойти самостоятельно. В конце концов при каждом новом путешествии слабовидящий получает опыт, это тоже важно.
А если нужно помочь по телефону?
Описывая маршрут, называйте наиболее крупные детали. Уточните, видит ли человек адресные таблички на домах. Если нет, обойдетесь без них. Маршрут нужно указывать, ориентируясь на положение в пространстве самого человека. Лучше начать с вопроса, где он находится, спиной или лицом к чему стоит. Так собеседник поймет, какие ориентиры называет сам человек. Путь нужно указать, опираясь именно на них и на самые крупные и очевидные объекты. Хороший ориентир - проезжая часть и направление движения автомобилей: «иди по правой стороне дороги по движению машин». Расстояние нужно называть в минутах, крупных домах или перекрестках. Удобно сказать, что нужно дойти до пересечения с большой дорогой, а не дойти до такого-то магазина. Лучше указать примерное время в пути, чтобы человек понял, когда уже прошел мимо.
Можно уточнить детальнее, что вокруг себя видит человек и из этого сделать вывод о доступном ему расстоянии до важных для него объектов. Но нужно помнить, что некоторые более дальние объекты могут быть опознаны неожиданным образом: два дома слиться в один, сигнал светофора с более дальней дороги выглядеть ближе или наоборот и т.д.
Еще раз важно: слабовидящий не тупой. Ему нужны ориентиры, доступные для его глаз. Больше ничего, в остальном он поймет слова собеседника также, как и любой другой.
Советы родителям.
1. Исходите из того, что ваш ребенок - обычный здоровый человек. Ведите обычную жизнь, ходите туда, куда вам интересно, согласно интересам вашей семьи. Ограничения ребенка воспринимайте спокойно. Если развлечение, которое выбрала семья, объективно не подходит ребенку (например пострелять в тире) - это не повод от него отказываться, просто возьмите его зрителем. Это совершенно нормально, он возьмет из вашего похода то, что сможет, попадет в среду, понаблюдает. Ничего трагичного в этом нет.
2. Как можно раньше приучайте ребенка к самостоятельности. Помните, что его мозг должен научиться жить в мире, составить образы объектов, подобрать способы адаптации. Чем дольше вы водите ребенка за ручку, тем сложнее будет потом адаптироваться. Убедитесь, что ребенок не врезается в столбы, видит и адекватно предсказывает поведение автомобилей и самокатчиков (хотя это сложно и зрячему) и спокойно отпускайте туда, куда ребенок сам соглашается пойти. Можно постепенно усложнять задания, отправляя в более дальние путешествия, ставя нужную для семьи задачу. Ребенок должен чувствовать уверенность, уметь находить решения, обращаться за помощью к окружающим, обладать находчивостью и смекалкой. Важная задача - к концу школы выпустить в жизнь адаптированного человека.
3. Постарайтесь адекватно оценить, когда ребенок действительно не может выполнить какое-то действие, а когда это является следствием гиперопеки. Это сложно. Помните, что, к примеру, в общественном транспорте перемещаются и полностью незрячие люди, каждый день в час-пик. Слабовидящему это не должно быть сложно, это требует просто навыка. В противовес, например, воспользоваться кассой самообслуживания без помощи на данный момент может оказаться невозможно (в зависимости от зрения, конечно). Вы должны научиться понимать ограничения и возможности своего ребенка, чтобы поддержать его уверенность в себе и не напоминать лишний раз о его ограничениях, мягко обходя их. В примере с кассой будет правильным сказать "сходи в магазин, только смотри, там одна касса с человеком и несколько самообслуживания, из-за этого на кассе может быть очередь, учти по времени". Так вы дадите полезный совет, выразите, что знаете о возможностях человека, но не удивляетесь им. Плохой пример будет звучать так "а почему ты так долго, там же касса самообслуживания?".
Здесь можно привести аналогию с аллергией. Когда человек имеет аллергию на какой-то продукт, родственники обычно это знают и учитывают. Нормальной практикой в таком случае будет приготовить отдельное блюдо, но вряд ли будет нормальным обсуждать этот вопрос в течение всего семейного ужина, выражая сочувствие, собственное превосходство или какую-то еще эмоцию, не всегда приятную человеку.
4. Ребенок с плохим зрением находится как бы между миром зрячих и миром незрячих. Практики незрячих ему тоже могут подойти, но могут быть психологически не комфортны. В детском возрасте может быть полезно освоить, например, шрифт Брайля просто потому, что детским рукам это будет сделать проще. Если вы приняли такое решение, подавайте это ребенку как вариант развития, а не как тяжелую необходимость.
5. Не запрещайте смартфоны. Они очень помогают: общение, навигация, аудиокниги, обычные книги с крупным шрифтом. Камера телефона поможет решить очень много проблем, с ее помощью можно при определенном навыке прочитать состав продуктов на товаре или посмотреть номер автобуса. Естественно по части игр и мультиков семья принимает свое решение. Но умение пользоваться современным смартфоном - это ключ к миру, это важно понимать.
6. Конечно же, нужно помнить об опасностях. Все родители боятся, что их ребенок попадет под машину. У слабовидящего, естественно, этих опасностей больше. Это может быть вызвано как самой остротой зрения, так и, например, ограничением поля зрения. Объекты могут выскочить слишком быстро или неожиданно. Для ребенка важно научиться с этим справляться, наблюдайте за ребенком пока он маленький, что он пропускает, а что видит. Более старшему ребенку спокойно объясните его ограничения, попросите несколько раз смотреть направо и налево перед переходом улицы, чтобы убедиться, что все объекты замечены. Объясняйте это спокойно, без упора на недостаток, но с акцентом на деловой стиль решения и предотвращения проблем. Уметь учитывать свои особенности такой ребенок должен больше, а не меньше.
7. Школа. Если ребенок не видит доску, скорее всего, учитель будет помогать и озвучивать то, что там написано. И это не будет проблемой, вам не о чем волноваться. Следите за тем, чтобы у ребенка не возникало психологических проблем с классом и/или учителями. Плохое зрение - только особенность зрения, она не влияет на способность общаться, доброту, отзывчивость, взаимопомощь. Помните, что вашему ребенку глобально никто не должен оказывать особое отношение. Ему должны помочь в том, что реально требуется. Но в остальном это просто обычный ребенок, у него должны быть все те же увлечения и вещи, какие приняты у его одноклассников, если что-то (например какой-то спорт) не запрещено врачом.
В заключение, важно помнить, что слабовидящие люди сталкиваются с уникальными вызовами, но это не мешает им жить полной жизнью. Поддержка и понимание со стороны окружающих, а также их готовность адаптироваться и находить собственные решения, играют ключевую роль в успешной интеграции в общество. Каждый человек, независимо от уровня зрения, имеет право на самостоятельность и уважение, и наша задача — содействовать этому, предоставляя помощь тогда, когда она действительно нужна, и уважая их право на самостоятельность.
Общество часто не признает специфические проблемы слабовидящих людей. Для общества существует три категории граждан: без очков (с нормальным зрением), в очках (что-то не то) и незрячие (требуется очевидная помощь). Но не всегда очки делают зрение 100-процентным, и не всегда человеку удобно или нужно надевать очки. Вот такой человек и попадает в промежуточную ситуацию. У него нет белой трости, он может не обладать развитым слухом и осязанием как незрячий. У него просто есть какие-то свои ограничения, к которым нужно подобрать способ их преодоления в жизни.
Препятствия могут возникнуть в неожиданном месте, быть совершенно неочевидными для обычных людей, очень мелкими, но при этом неприятными и сложнорешаемыми. Один из частых неприятных примеров — домофон. На разных моделях домофона кнопка В (ключ, вызов) находится в разных местах, справа или слева от нуля. Или еще где-то. И да, легко дойти до дома, используя навигатор. Но, стоя у подъезда, неприятно позвонить в чужую квартиру потому, что цифры стерлись и предположение о местонахождении единицы оказалось ошибочным. А ведь дальше еще лифт, в котором кнопки расположены всегда по-разному. Как нажать на нужный этаж, особенно когда в лифт зашел еще кто-то и стоит дальше от табло, и попросить его неуместно? Это мелкие неприятности, которые могут решить судьбу всей поездки в незнакомое место. Этот пример демонстрирует, что проблемы возникают не там, где общество их ждет. Из-за этого возможная помощь промахивается, такие люди не могут даже объяснить, в чем им помочь, часто вынуждены доказывать посторонним людям, что у них вообще есть какая-то проблема.
Итак. Попробуем описать мир слабовидящего человека, поговорим о заблуждениях, попробуем сформулировать, в чем помощь может потребоваться, а в чем, в отличие от ожиданий, нет.
Что видит слабовидящий
Восприятие мира слабовидящим человеком может сильно варьироваться в зависимости от степени и типа нарушения зрения: нечеткость и размытость, ограничения поля зрения, проблемы с восприятием цветов, чувствительность к свету.
Самое главное состоит в том, что, несмотря на всё это, человек, у которого есть предметное зрение, видит мир в целом так же, как и человек с нормальным зрением. То есть длина/ширина/высота предметов, расстояние до них, цвета, трехмерность, высота голубого неба, широта полей, зелень лесов и другие образы ничем не отличаются от таких у любого другого человека, если только изменение зрения не было внезапным и/или недавним. Самый главный ответ на возникший тут вопрос «Почему?» прост: привычка и отсутствие альтернативы. Об отличиях поговорим ниже, они существенные в мелочах, но ничего не меняют в целом. Такой человек учился и жил в том же самом мире, читал (слушал) те же книги и стихи, музыку, может быть, даже рассматривал картины, точно смотрел фильмы, то есть его самосознание формировалось на тех же образах. Да, пробелы неизбежны, но в целом существенных отличий быть не должно.
Второе важное, что часто сливается в восприятии желающего помочь: человек с плохим зрением не умственно отсталый, если о нем нет какой-то дополнительной информации. То есть такой человек понимает, где он находится, зачем он здесь, какая у него цель и как он собирается ее достигать. Он в состоянии попросить помощь и, главное, определить, какая помощь и в каком объеме ему нужна.
Третье важное: в течение своей повседневной жизни, скорее всего, такой человек не помнит о том, что у него плохое зрение. Он просто идет по своим делам, думая о насущном. Да, наверное, он вспоминает о зрении чаще, чем человек с некрасивым носом думает о своей проблеме. Но уж точно реже, чем человек с больной спиной думает о своей. И не факт, что ему стоит об этом напоминать. Причем если человек и вспоминает, то вспоминает в контексте решения возникшей ситуации, а не в контексте бренности всего бытия и своей несчастной судьбы. Это точно стоит осознавать любому: человек с плохим зрением не смертельно больной. Он вообще не болен чаще всего в бытовом смысле этого слова. Болезнь в быту — это простуда. То, что сейчас доставляет неудобства, но в обозримой перспективе пройдет. А плохое зрение — это просто факт, с ним надо жить, а не страдать.
Из этих трех пунктов вытекает спокойное и простое заключение: в повседневной жизни и без запроса стоит вести себя с человеком с плохим зрением как обычно, абсолютно так же, как и с любым другим.
Детали в мелочах
Мы уже сказали, что пространство мира он видит таким же просторным. Горизонт остается горизонтом, солнце солнцем, луна луной, дома домами. А вот мелкие детали превращаются в сплошной фон. И этого фона тем больше, чем слабее зрение. Например, дом может быть просто серым прямоугольником, а может быть серым прямоугольником с окнами, а может быть в окнах еще есть форточки. Чем лучше зрение или чем ближе дом, тем лучше видно окна. Наверное, уместно сравнить это с обычным зрением на существенно большем расстоянии. Но так как наш мир рассчитан на нормальное зрение, приспособлен под него, у людей с плохим зрением и возникают проблемы. Вряд ли в мире нормального человека возникнет близкостоящий серый параллелепипед просто потому, что серым он станет на таком расстоянии, на котором он уже не играет существенной роли в выборе следующих действий. Более дальние объекты делаются крупнее не просто так. Для слабовидящего те самые дальние объекты сильно ближе в реальности, чем для человека с обычным зрением. Часто получается, что незаметные «мелкие» детали не видны даже тогда, когда они уже очень нужны для принятия решения.
У нас очень сильный мозг. И он может мешать
Важную роль играет мозг и его способности найти и распознать образ. Человек с плохим зрением не видит мелкие детали и, может быть, оттенки цветов. Тут важно отметить: он не только не видит мелкие объекты, но, что неочевидно, часто не знает о них. Из-за исчезновения мелочей из мира, более крупные объекты, линии, границы света и тени и т. п. могут сливаться и образовывать совершенно другие образы. Хороший пример: из-за неизвестного расстояния в незнакомой местности абсолютно одинаково выглядят опоры ЛЭП и высокие, разреженно стоящие дома-башни. Из-за этого может быть трудно найти себя на карте навигатора, т. к. карта не будет соответствовать фактически видимой местности. И если карта еще подождет, то собеседник в телефоне точно запутается и даст неверный совет.
Еще раз: слабовидящий не просто не видит мелкие детали, но и не знает о их существовании. Из-за этого он может видеть один предмет вместо другого, это интересный эффект работы мозга, его сложно учесть и невозможно предсказать.
Ночью все кошки серые
Ночью все ориентиры другие. Высокие дома сливаются в фон и могут пропасть из доступного пространства полностью. Источники света могут слепить или, наоборот, показывать дорогу. Яркие вывески, незаметные днем, могут вдруг обнаружить себя и помочь в ориентации в будущем. Конечно, осваивать новый маршрут лучше днем, но известный маршрут не понятнее не становится, мозг разберется.
Например, ночью сложно различить отдельные высокие дома из-за обилия светящихся окон, они сливаются в сплошной фон типа елочной гирлянды. Но в знакомом районе отдельные дома очевидны и легко различимы, мозг берет на себя очень большую часть распознавания образов. Главное, чтобы он не перепутал.
Частое заблуждение
Слабовидящий ориентируется в темноте не хуже, а лучше многих обычных людей. Не следует путать ориентацию в темноте в незнакомом месте и ориентацию в месте знакомом. В темноте хуже просто потому, что многие объекты становятся невидимыми, а другие искажаются источниками света. Но нахождение в темноте, особенно в полной темноте, может оказаться проще, потому что зрение играет меньшую роль, соответственно "потеря" у слабовидящего меньше, чем у зрячего.
Хорошим вариантом для близкого человека будет, например, попросить помощи у слабовидящего, ему приятно, а зрячий не свалится с лестницы.
Свет не всегда полезен
Еще одна проблема в темное время - источники света. При некоторых проблемах они слепят, создают артефакты, перекрывающие объекты. Полная темнота (а она редко бывает действительно полной) может быть удобнее, чем яркие точечные источники света. Иногда удобно прикрыть уличные фонари, например, козырьком головного убора, чтобы не они слепили и не создавали лучи, способные закрыть от пешехода даже очень крупные объекты.
Проще потеряться в городских джунглях…
Открытые пространства такие как парковки больших ТЦ или сами большие торговые центры, развязки широких трасс, большие автобусные станции и т.д. создают сложности из-за отсутствия очевидных крупных ориентиров. Перемещение по парковке может быть некомфортным, особенно, если маршрут пролегает не к дверям ТЦ, куда идут все люди, а вдоль. Самое простое, что может случиться - на том конце пути не окажется выхода, а забор, который видят все, «вырастет» на пути тогда, когда пройдено уже много лишних шагов в ложном направлении. Да и идти по открытому простарнству вместе с машинами сложно, всегда хочется иметь уверенность, что здесь еще можно идти пешеходу.
Внутри большого торгового центра - обилие ярких похожих вывесок, поворотов и ответвлений коридоров, яркого схожего светового оформления. Навигация по карте, как правило, недоступна или неудобна, а Самостоятельное перемещение сильно зависит от навигационных способностей человека. В общем случае знакомство с ТЦ обычно сложнее, чем с любым другим маршрутом.
Как помочь?
Заблуждение: слабовидящий не запоминает маршрут механически, по шагам и поворотам. Он ориентируется все-таки глазами как и обычный человек. То есть он просто идет по дороге, не считая шаги, углы домов или другие крупные объекты. Чаще всего он легко может идти по обеим сторонам улицы или разными маршрутами, выбирая как ему сегодня больше нравится. Знакомый район доступен целиком без каких-либо ограничений.
Главное в помощи для любого: помощь должна быть оказана только тому, кто о ней просил или на нее согласен. Это справедливо для всех. Но для человека с плохим зрением это важно особенно, так как ему может потребоваться, например, больше времени для повседневных действий, и непрошеная помощь может помешать в освоении, новых навыков.
В повседневной жизни скорее всего помощь слабовидящему не нужна. Все рутинные операции он уже делает сам. Обычно проблемы возникают с новыми маршрутами и мелкими объектами, то есть помощь может потребоваться там, где встречаются мелкие (относительно окружения) детали. Самое очевидное - документы, их может быть нужно как прочитать, так и заполнить. Важно понимать: человек без очков тоже может не мочь что-то прочитать. Или не хотеть делать это, сильно поднося лист к лицу, это не комфортно.
Менее очевидные мелкие детали - это элементы маршрута: номера домов, вывески в метро, заборы, перекрывающие дорогу, внезапно образовавшийся ремонт тротуара, обход которого нужно найти, желательно заранее. Упоминавшийся в начале пример с домофоном можно попытаться решить, сказав код домофона и указав словами расположение кнопок. Кому-то может быть приятно, если его просто встретят. А кто-то захочет получить инструкцию и дойти самостоятельно. В конце концов при каждом новом путешествии слабовидящий получает опыт, это тоже важно.
А если нужно помочь по телефону?
Описывая маршрут, называйте наиболее крупные детали. Уточните, видит ли человек адресные таблички на домах. Если нет, обойдетесь без них. Маршрут нужно указывать, ориентируясь на положение в пространстве самого человека. Лучше начать с вопроса, где он находится, спиной или лицом к чему стоит. Так собеседник поймет, какие ориентиры называет сам человек. Путь нужно указать, опираясь именно на них и на самые крупные и очевидные объекты. Хороший ориентир - проезжая часть и направление движения автомобилей: «иди по правой стороне дороги по движению машин». Расстояние нужно называть в минутах, крупных домах или перекрестках. Удобно сказать, что нужно дойти до пересечения с большой дорогой, а не дойти до такого-то магазина. Лучше указать примерное время в пути, чтобы человек понял, когда уже прошел мимо.
Можно уточнить детальнее, что вокруг себя видит человек и из этого сделать вывод о доступном ему расстоянии до важных для него объектов. Но нужно помнить, что некоторые более дальние объекты могут быть опознаны неожиданным образом: два дома слиться в один, сигнал светофора с более дальней дороги выглядеть ближе или наоборот и т.д.
Еще раз важно: слабовидящий не тупой. Ему нужны ориентиры, доступные для его глаз. Больше ничего, в остальном он поймет слова собеседника также, как и любой другой.
Советы родителям.
1. Исходите из того, что ваш ребенок - обычный здоровый человек. Ведите обычную жизнь, ходите туда, куда вам интересно, согласно интересам вашей семьи. Ограничения ребенка воспринимайте спокойно. Если развлечение, которое выбрала семья, объективно не подходит ребенку (например пострелять в тире) - это не повод от него отказываться, просто возьмите его зрителем. Это совершенно нормально, он возьмет из вашего похода то, что сможет, попадет в среду, понаблюдает. Ничего трагичного в этом нет.
2. Как можно раньше приучайте ребенка к самостоятельности. Помните, что его мозг должен научиться жить в мире, составить образы объектов, подобрать способы адаптации. Чем дольше вы водите ребенка за ручку, тем сложнее будет потом адаптироваться. Убедитесь, что ребенок не врезается в столбы, видит и адекватно предсказывает поведение автомобилей и самокатчиков (хотя это сложно и зрячему) и спокойно отпускайте туда, куда ребенок сам соглашается пойти. Можно постепенно усложнять задания, отправляя в более дальние путешествия, ставя нужную для семьи задачу. Ребенок должен чувствовать уверенность, уметь находить решения, обращаться за помощью к окружающим, обладать находчивостью и смекалкой. Важная задача - к концу школы выпустить в жизнь адаптированного человека.
3. Постарайтесь адекватно оценить, когда ребенок действительно не может выполнить какое-то действие, а когда это является следствием гиперопеки. Это сложно. Помните, что, к примеру, в общественном транспорте перемещаются и полностью незрячие люди, каждый день в час-пик. Слабовидящему это не должно быть сложно, это требует просто навыка. В противовес, например, воспользоваться кассой самообслуживания без помощи на данный момент может оказаться невозможно (в зависимости от зрения, конечно). Вы должны научиться понимать ограничения и возможности своего ребенка, чтобы поддержать его уверенность в себе и не напоминать лишний раз о его ограничениях, мягко обходя их. В примере с кассой будет правильным сказать "сходи в магазин, только смотри, там одна касса с человеком и несколько самообслуживания, из-за этого на кассе может быть очередь, учти по времени". Так вы дадите полезный совет, выразите, что знаете о возможностях человека, но не удивляетесь им. Плохой пример будет звучать так "а почему ты так долго, там же касса самообслуживания?".
Здесь можно привести аналогию с аллергией. Когда человек имеет аллергию на какой-то продукт, родственники обычно это знают и учитывают. Нормальной практикой в таком случае будет приготовить отдельное блюдо, но вряд ли будет нормальным обсуждать этот вопрос в течение всего семейного ужина, выражая сочувствие, собственное превосходство или какую-то еще эмоцию, не всегда приятную человеку.
4. Ребенок с плохим зрением находится как бы между миром зрячих и миром незрячих. Практики незрячих ему тоже могут подойти, но могут быть психологически не комфортны. В детском возрасте может быть полезно освоить, например, шрифт Брайля просто потому, что детским рукам это будет сделать проще. Если вы приняли такое решение, подавайте это ребенку как вариант развития, а не как тяжелую необходимость.
5. Не запрещайте смартфоны. Они очень помогают: общение, навигация, аудиокниги, обычные книги с крупным шрифтом. Камера телефона поможет решить очень много проблем, с ее помощью можно при определенном навыке прочитать состав продуктов на товаре или посмотреть номер автобуса. Естественно по части игр и мультиков семья принимает свое решение. Но умение пользоваться современным смартфоном - это ключ к миру, это важно понимать.
6. Конечно же, нужно помнить об опасностях. Все родители боятся, что их ребенок попадет под машину. У слабовидящего, естественно, этих опасностей больше. Это может быть вызвано как самой остротой зрения, так и, например, ограничением поля зрения. Объекты могут выскочить слишком быстро или неожиданно. Для ребенка важно научиться с этим справляться, наблюдайте за ребенком пока он маленький, что он пропускает, а что видит. Более старшему ребенку спокойно объясните его ограничения, попросите несколько раз смотреть направо и налево перед переходом улицы, чтобы убедиться, что все объекты замечены. Объясняйте это спокойно, без упора на недостаток, но с акцентом на деловой стиль решения и предотвращения проблем. Уметь учитывать свои особенности такой ребенок должен больше, а не меньше.
7. Школа. Если ребенок не видит доску, скорее всего, учитель будет помогать и озвучивать то, что там написано. И это не будет проблемой, вам не о чем волноваться. Следите за тем, чтобы у ребенка не возникало психологических проблем с классом и/или учителями. Плохое зрение - только особенность зрения, она не влияет на способность общаться, доброту, отзывчивость, взаимопомощь. Помните, что вашему ребенку глобально никто не должен оказывать особое отношение. Ему должны помочь в том, что реально требуется. Но в остальном это просто обычный ребенок, у него должны быть все те же увлечения и вещи, какие приняты у его одноклассников, если что-то (например какой-то спорт) не запрещено врачом.
В заключение, важно помнить, что слабовидящие люди сталкиваются с уникальными вызовами, но это не мешает им жить полной жизнью. Поддержка и понимание со стороны окружающих, а также их готовность адаптироваться и находить собственные решения, играют ключевую роль в успешной интеграции в общество. Каждый человек, независимо от уровня зрения, имеет право на самостоятельность и уважение, и наша задача — содействовать этому, предоставляя помощь тогда, когда она действительно нужна, и уважая их право на самостоятельность.